?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вот такое письмо учительнице сейчас ходит по фейсбуку и срывает овации родителей.
Имею кое-что ответить.

Копирую с ФБ без изменений, ибо автор письма эксплуатирует вредный миф о волшебных чудодейственных методиках, благодаря которым язык как бы самозарождается в голове без малейших усилий со стороны учащегося.

Ну вот и ещё один гений, которая выучила иностранный язык "за месяц в Нью Йорке и с тех пор свободно им владеет".

Теперь по сути.
Она совершенно права в том, что учитель не вправе подвергать сомнению авторитет родителей. Совершенно недопустимо повышать на них голос, особенно в присутствии ребёнка. И это повод не строчить посты в физбучеке, а писать жалобу как минимум на имя директора школы.
Она совершенно права в том, что школьная программа английского языка составлена вопреки основным принципам педагогики, методики и здравому смыслу в целом.
Она права в том, что этой школьной программы и расчасовки не хватит на овладение иностранным языком. Ни на каком уровне.
Она права в том, что в настоящее время овладение языком требует дополнительных вложений. (хотя школьная программа неязыковой школы такой задачи не ставит. Там учат в основном основам перевода и грамматики. Ну и самой несложной коммуникации).

Теперь в чем она не права.
В очередной раз сталкиваюсь с заблуждением, что вот можно путем увлекательных приключений - "за месяц в Нью Йорке и на прогулке в Лондоне" - ррраз! И овладеть языком "свободно".
Нет, нельзя. Физиология высшей нервной системы против.
Можно только систематической практикой взять эту высоту.
Нет, быстрых результатов не будет, и чем старше студент, тем медленнее прогресс.
Задача учителя эти действия оптмизировать, отобрав самые полезные и интересные конкретному студенту или группе. Задача учителя подобрать комфортный хронометраж для студентов. Одному хватит и 5 минут в день, другой сможет пахать 2 часа в день.
Задача частного учителя увидеть сильные стороны ученика и использовать их в обучении.
Задача частного учителя найти и включить в программу материалы, которые интересны студенту.
Вот за ЭТО мы берём те самые 1500 за занятие, которых так жалко автору.

Дальше автор вообще пишет о бесполезности моей профессии, считая, что достаточно посмотреть сериал (как её бывший муж) или погулять по Лондону.
Так вот, её и мужа успех (ну, если считать успехом ограниченный набор речевых клише) случился только и исключительно благодаря школьной и вузовской базе.
Успехи во вторых и третьих языках случаются только на базе первых и благодаря навыкам их изучения.
Если эти навыки не заложены учителями и семьёй, успеха не будет.

И да, к сожалению, даже очень хорошо и крепко выученный язык без практики уйдёт. У меня был немецкий где-то на уровне В2 после школы. Сейчас он ближе к А2, и хотя я по-прежнему читаю без словаря и многое понимаю на слух, мне очень сложно на нем говорить. Это мой опыт. А наука говорит о том, что люди теряют даже свой родной язык в отрыве от регулярной практики.
Так что никаких "выучить за месяц/неделю/час увлекательных приключений" не получится. Увлекательные приключения - это приятный бонус к ежедневному труду.
Хорошая новость состоит в том, что даже если мы прочитали логотип - это уже практика. Послушали любимую песню и выловили в ней знакомые фразы - практика. Маленькие шажочки к большой цели.

З.Ы. приведу свой ежедневный минимум, которым я поддерживаю и повышаю уровень.
Каждый день смотрю новости на английском без субтитров, записываю всякие находки. Фильмы смотрю 2 раза: 1 раз без сабов, второй с английскими сабами и с блокнотом. Грамматикой по учебникам своего уровня (как школяр!) стараюсь заниматься хотя бы часов 6 в месяц. Читаю тексты по-английски не менее 20 стр/день. Книги и статьи по профессии я даже не считаю. Ну и разные курсы на курсере (в данный момент я записана на 3 из них, щас пойду задание делать).
Если я этого не буду делать, скачусь в В2, а потом и к В1 гораздо быстрее, чем это может показаться.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 03:06 pm (UTC)
"Она права в том, что этой школьной программы и расчасовки не хватит на овладение иностранным языком. Ни на каком уровне. " - неправда. Смотрю по немецким одноклассницам дочери. Их уровень в шестом классе был чуть хуже деточкиного (хотя, понятно, деточкин уровень оказался лучше, чем у ее лицейских одноклассников, шесть лет учивших инглиш по три-четыре часа), а к окончанию гимназии они на английском свободно говорят и пишут. Ладно гимназии - половина практикантов из лаборантского ПТУ шпарит на английском не хуже меня, при том, что у них в реалшуле язык был вообще два по сорок пять в неделю до 8 класса.

Вся европа спокойно учит английский в школе. И только нам вечно расчасовки не хватает.

И еще, она не пишет о бесполезности твоей профессии. Она пишет о бесполезности профессии этой школьной учительницы. И, подозреваю, она права. Только у вас с этой дамой разные профессии: ее профессия - имитатор.

Edited at 2017-01-20 03:10 pm (UTC)
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 03:35 pm (UTC)
У нас 3 академических часа в неделю, этого мало. В немецкой школе у меня в старших классах было до 14 часов.

Она пишет, что с репетитором занятия "скучные" и тоже ненужные.
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 03:54 pm (UTC)
В немецкой - это в смысле в германской, а не в нашей с немецким языком - там-то всё было обычно-привычно.

Я тебе говорю, ребята и девочки, закончившие гибрид грюндшуле и реалшуре и учащиеся в своего рода ПТУ на лаборантов. Ну то есть это примерно верхняя четверть своей школы по успеваемости, в школе проучились до 9 класса. Болтают очень бойко, читают и т.п.
В германской гимназии у деточки было три академических часа в неделю в 6 и, как я посмотрела, в 7 у них три часа тоже. В 8 - четыре. В 11, если я не ошибаюсь, тоже 4. Можно научить, можно. И это в первую очередь именно вопрос методик. Мне даже как-то странно объяснять это человеку, с которым моя деточка занимается два года в ненапряжном для нее режиме полтора часа в неделю в один заход - и при этом оказывается лучшей в группе, где остальные учили английский в школах по 3-4 часа, в том числе и в языковых.
И да, занятия с репетитором часто бывают скучные и ненужные, от репетитора зависит. Летом, если ты помнишь, мы это проверяли на практике, я тебе рассказывала, при том, что там был очень неплохой по местным меркам вариант, просто она работает по обычным школьным методикам.

И да, ты знаешь, я с этой теткой во многом солидарна. Пара месяцев в "среде" при реальной необходимости общаться дает больше, чем весь школьный курс, другое дело, что надо, чтобы этот курс или еще кто дал хоть какую-то базу. Я этот эффект наблюдала стопятьсот раз при засылке студентов и постдоков с ресеч-визитами. Т.е. школьные уроки жрут время, не давая толком ничего взамен, а если при этом училка еще ведет себя таким вот образом, как там описано, то это вообще туши свет.

Edited at 2017-01-20 03:58 pm (UTC)
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 04:03 pm (UTC)
Можно, при условии нормального педагога который из спотлайта извлечет полезное.
Деточка твоя пашет как папа Карло, оттуда и результат.
Без рефлексии делает, что ей говорят и вот оно, счастьишко. Мои 2 аудиторных часа дополнили её самостоятельной работой, плюс школа. Оттуда и уровень.
В том-то и дело, что базу профессионал закладывает, а на ней уже дальше можно строить навык.
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 04:10 pm (UTC)
к'мон, первые два года не было никакой школы с английским. И я обещала не говорить, сколько времени она тратит на домашку. :)))

Понимаешь, я не знаю, как в других европейских странах, но вот германскую школу я видела как родитель, и регулярно общаюсь с ее выпускниками - как гимназий (не с гуманитарным профилем, сама понимаешь), так и школ для гопоты. Т.е. там тоже массовый учитель. Только вот почему-то тамошний массовый учитель умудряется за те же три часа в неделю научить детей разговаривать и читать, а наш - совершенно нет. Я не могу сказать, то ли уровень учителей плох, то ли методики дрянь, думаю, и то, и другое. Но часов достаточно, я просто вижу тому экспериментальные доказательства.
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 04:32 pm (UTC)
Немецкий был. Навык изучения тоже был заложен. И она реально пашет. Не важно, сколько часов, важно, что она делает то, что нужно, и с этого есть толк. Ты чо, мать, она сейчас учится по учебнику, по которому учится Политех :) и успешно овладевает материалом.

В немецкой школе 3 часа иностранного разве? В той, где я стажировалась, было не меньше 5.
У фиников точно часов 5 (могу спросить), плюс в Европах давно не дублируют фильмы, а без палева показывают их с субтитрами. Сделают так у нас - тоже средний уровень по больнице вырастет.

Учителей хороших действительно мало. Среди хороших еще меньше не выгоревших. И жуткие, жуткие программы, особенно на начальном этапе, где дети 3 года учат междометия, в потом внезапно должны читать и переводить довольно большие тексты.
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 04:41 pm (UTC)
Ну вот она такая хорошая учила в школах (хороших школах!) немецкий, татарский и даже английский в началке - и где это всё? Где учебник для политеха? Собственно к моему тезису о методиках татарский - самое яркое доказательство. 5 лет по 6 часов в неделю, дальше по пять - до 11 класса с носителями языка (т.е. заподозрить их, как "англичан", в том, что они не знают преподаваемого языка, нельзя). Я не встречала человека, который бы после школы умел говорить или мог понимать, если не научился этому в семье. Хотя моя свекровь выучилась лет в 17 за год просто работая в цеху вместе с девчонками, чей родной язык был татарский. Методики. Программы и методики. Ну а нынче еще очень часто просто плохое знание учителем предмета.
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 04:58 pm (UTC)
Слушай с татарским и правда засада с методиками. Мы группой 5 человек составляли фразу "Фиби тышкан уйны" и то, были разночтения. И, да, знакомые татары тоже его не знают.
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 05:14 pm (UTC)
Ну так ровно такая же засада и с иностранными. Там же та же фигня - сначала несколько слов, потом много правил и упражнений на правила, а потом зубрим много слов, потом опять теория, потом читаем и пересказываем текст. Где тут язык и как тут научиться говорить и понимать, я не знаю.

Ты предлог забыла. И у глагола, по-моему, Й на конце должно быть...;) Как-то мне так слышится, хотя я в немецком больший эксперт, чем в татарском, увы, нас не учили даже по плохим методикам
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 05:18 pm (UTC)
Ну вот в Руке попросила казанцев меня еще фразам научить ))) три лба скрипели - фразу не придумали )))
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 05:27 pm (UTC)
Не майся фигней, у вас мышей всё равно нет. На тебе фразы:
https://www.youtube.com/watch?v=bjUD-9pL7QE :))))) Предмет ажиотажа казанский подростков нынче (не фанатизма, а именно "я орууу!")

Ну и еще необходимый минимум:
http://xn--e1aajgqkncdd3h.xn--p1ai/stihi/tatarskaja-narodnaja_apipa
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 05:58 pm (UTC)
У Фиби есть мыши :)) игрушечные )))спасибо, щас изучу ))
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 06:00 pm (UTC)
Аааа, у нас на Маяковской в метро снято ))) и у ЦНИИ РТК!! Политех!!! ))

Edited at 2017-01-20 06:01 pm (UTC)
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 04:36 pm (UTC)
И я о той базе, которую закладывает школа. Т.е. вот наш обычный человек, который помнит "май нейм вася", сто слов с чудовищным произношением и еще где-то краем уха слышал какие-то обрывки грамматики. Во время учебы в универе с треском продрался через сдавание "тысяч", теперь с большим трудом и гугл-транслейтером может читать статьи по специальности. А потом едет на пару месяцев - и начинает говорить. Коряво, с ошибками чудовищными, но говорит. А понимать начинает вообще в разы лучше. Т.е. без всяких преподов, занимаясь в течение дня главным образом своей работой молча, а вне конторы слышащий совсем другой язык - делает рывок в английском, сравнимый со всей своей школьно-универской практикой по языкам. По-моему, его претензии к школе справедливы, нет?
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 05:06 pm (UTC)
Так то-то и оно, что прокачивается исключительно разговор и аудирование этим погружением. А письмо? А грамматика? А чтение и анализ текста? Эти три компетенции остаются за бортом.
И "погружение" дает мощный стимул и мотив, активизирует те резервы мозга, которые "дремали" в комфортных условиях. Потому и прогресс кажется гигантским.
У меня так первые 3 дня "погружения" было ощущение, что я не человеческую речь вокруг себя слышу, а стаю чаек. Это потом я стала и говорить, и понимать.
А я была уже в 7 классе немецкой школы, одна из лучших по языку. 6-ой год обучения был.
А "май нейм из Вася" будет слышать "чаек"гораздо дольше. Хорошо, если неделю. Ну и да, рванет вперед, но это не разговор, это имитация. Да, для быта ее достаточно. Для овладения языком хотя бы на В1 - нет.
И еще, мы ж не знаем, как гипотетический Вася учился в школе. Если он не делал ничего совсем, или все не то, то в "погружении"он в итоге вынужден делать "то". Вот оттуда и прогресс.


Edited at 2017-01-20 05:12 pm (UTC)
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 05:19 pm (UTC)
Ты совершенно напрасно вставила вспомогательный глагол в васину фразу. Обычно его там нет.

Погружение дает язык. После того, как ты вместо чаек слышишь речь и начинаешь говорить - язык становится тем, чем он должен быть, средством коммуникации. Исходная грамматическая и лексическая база для этого нужна на самом деле очень небольшая. И дальше уже можно его совершенствовать, учить грамматику, письмо и т.п. А вот учить структуру и лексику до того, как язык стал для ученика языком - можно, то эффективность примерно как у годичных занятий теорией плавания без наливания воды в бассейн.

И не произноси при мне слово "компетенции". Я на данном историческом этапе за него и прибить могу.

Edited at 2017-01-20 05:20 pm (UTC)
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 05:57 pm (UTC)
Это коллектив авторов так придумал, я только заучила))))
Вообще татарский на узбекский похож, вот его я тоже "знаю" по всяким клише. Могу смолл ток сделать, в магаз сходить, такие дела.

Не, погружение не панацея. И не на всех работает. Я видела случаи, когда человек уезжал - дуб дубом, и приезжал тоже дубом, только напуганным.
Моя финская подруга уже 3 года в русский погружается и учит с преподом. Понять ее очень сложно, потому что клише есть, но полноценной речи нет. Письменной речи тоже нет. Фонетика тоже далека от нашей. При том, что у нее в активе помимо родного финского шведский, английский, испанский, французский и португальский. В анамнезе годы жизни в Бразилии и Эквадоре. Так что нет, ты меня не убедишь.
И мой инглиш случился без выездов (да меня и не пустят ни в одну страну. Разве что в Ямайку, но я там ни хрена не пойму или в Ирландию) и "погружений". На базе немецкого, потому что в школе научили, КАК учить любой язык.
sorokin_anonym
Jan. 20th, 2017 06:43 pm (UTC)
погружение не панацея. Но оно гораздо эффективней того, что получается нынче в школе, т.к. там язык так и не становится языком. Поэтому уроки оказываются бессмысленны. Хотя конечно, есть и такие граждане, на которых и погружение не действует, кому проще извернуться и найти способ изъясняться на пальцах или каким иным манером. И опять же, ты себя в пример приводишь абсолютно зря - во-первых, у тебя была другая школа и другие учителя. Во-вторых, ты сама учишь язык существенно серьезней всегда.
А мы говорим о средней школе, где подразумевается, что вот есть программа (т.е. изучаемый материал), есть часы, есть методики, есть средний препод, который должен научить среднего ученика на средний уровень. Если что-то из вышеперечисленного выше среднего - есть шанс, что и уровень будет выше среднего. Если ниже - то результат тоже ниже (что и наблюдаем повсеместно, поэтому дело, видимо, не в учителях и не в учениках, а именно в методиках). А у дамы в письме ситуация иная: там училка требует, чтобы родители дома с ребенком занимались ее предметом, причем не абы как, а каким-то специальным образом. Т.е. она тупо перекладывает на родителей свои прямые обязанности и еще смеет на них же наезжать, за то, что они недостаточно компетентно ее обязанности выполняют. Тетка вполне справедливо пишет, что училка ела рыбный суп.
nyctea_nivea
Jan. 20th, 2017 07:09 pm (UTC)
Так я ж не спорю с тем, что училка отведала рыбного супа, особенно, если действительно происходило все так, как описала мамаша.
И отвечать в стиле пантеры ей надо было сразу же, и тут же идти к директору, а не сопли жевать.
А то что это за пантера такая, которая после драки кулаками машет.
Там есть еще один нюанс. Это сильная группа. И речь идет о том, что ребенок не выполняет заданий и отстает, и училка пыталась для начала переговорить о переводе чадушка в среднюю или слабую группу. Но у мадам же самолюбие. Чадушко ж в школу ходит не делом заниматься, а трындеть с подружками. Вот училка и предложила: хотите остаться в сильной группе или занимайтесь сами и делайте то, что задано, а не то, что вздумается, или берите репетитора, или добро пожаловать в среднюю группу.
Вот и весь конфликт.
broken_guitar
Jan. 25th, 2017 12:34 pm (UTC)
Сори, я не совсем по теме, да и до конца не дочитала, только до того момента, где эта овца оправдываться начала, что она на самом деле не овца, а пантера или кто там.
Если она такая умная и авторитетная, че ж она той бабе рот не закрыла при ребенке то? А теперь в интернетиках стены текста пишет.
nyctea_nivea
Jan. 25th, 2017 12:39 pm (UTC)
Вот такая пантера. В реальных условиях овца, а зато в физбучеге - пантера %) Хищник, блин!
Там она в коментах пытается писать по-английски. Вот где лулзы-то. Т.е. да, я почти уверена, что она "свободно" без комплексов шлёпает вот это всё языком, но только у неё нет ни одной полной фразы. Эллипсы, междометия и восклицания.
broken_guitar
Jan. 25th, 2017 12:43 pm (UTC)
Ну так за месяц то в NY только такой свободный и получишь. =)
Все эти сказки о том, что английский все знают (а все переводчики вот вот лишатся работы) я слышала тыщу раз, и не меньше раз переводила в ситуации, когда они там с иностранным коллегой друг другу что-то на пальцах накивали, потом поняли, что несмотря на общее дружелюбие они нихрена не договорились и пришли к переводчику. =) Или более менее понимают переносчиков языка, а если встретился англичанин, например, то все, ваще ниче нипанятна становится. =))
nyctea_nivea
Jan. 25th, 2017 12:46 pm (UTC)
Ой, и не говори. Я на конференции насмотрелась на таких Чего-то там кукурекают невразумительное два неносителя, ни одной законченной мысли не выражают, но зато улыбаются и машут. Но "переводчики им не нужны".
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com