?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вся правда о…

Давно хотела прокомментировать вот эту статью Марии Ковиной-Горелик, но сначала мешали эмоции, поскольку все это слишком близко и понятно мне, а потом руки не доходили.
Все, что касается того, что в индивидуальном обучении учителю видно гораздо больше, чем того хотелось бы семье, правда.
То, что за ученика переживаешь, как за своего, и порой чувствуешь порывы его защитить - тоже правда.
Иногда сам ученик может чем-то поделиться, и это - ценность, и тут нужно гарцевать на заставленном хрусталем столе, чтобы и родителей призвать на помощь, и драгоценное доверие не растерять.
И да, работа с семьей - это тоже часть работы репетитора, хочет он этого или нет. Я пишу километровые рекомендации в тетрадках, и раз в месяц-другой обязательно беседую с семьей о прогрессе их чад.
Иногда даже и на школьных учителей приходится выходить, хотя у меня эта необходимость возникла один раз всего.
Одну мою ученицу очень сильно ругали за невыполненные домашние работы. В результате - слезы, расстройства, стресс и демотивация. Мы с ней решили договориться: я не говорю родителям о недоделанных заданиях, а она решает проблему с тайм-менеджментом (я объяснила как именно ее решать). За 2 недели мы проблему решили, и только тогда я сказала об этом родителям, которые были удивлены, что дочь, оказывается, умеет сама себя организовывать и добиваться целей без скандалов, а просто на договоренностях.
Другой мальчик после травмы случайно поделился (задание было из картинок выбрать, что умеет он), что боится того, что он забыл, как плавать или кататься на велике, и поэтому он не мог выбрать картинки и сказать предложения. А родителям он эти свои опасения не озвучивал.
Казалось бы, при чем тут английский?
Были и более брутальные, чем в статье, примеры, когда хотелось построить все семейство в ряд и орать до срыва голоса, вот это состояние ужасное, потому что меня английский позвали преподавать, а не в семейных проблемах ковыряться. С этими учениками я рассталась, но уколы совести по поводу того, что побросала хороших ребят в плохих ситуациях до сих пор случаются.
Про школу, и школьную программу (и как в школах преподают) тоже правда, я бы еще добавила крепких выражений.
Про то, что школьников даже в престижных школах по большей части муштруют и заставляют тупо зубрить "топики" и списки слов - правда. Анализу, систематизации и структурированию не учат почти никого.
Поэтому я учу их учиться. Начиная с того, как удобнее всего расположить на столе учебник, тетрадь, комп и канцелярку, заканчивая составлением блок-схем и карт памяти.
Казалось бы, при чем тут английский.
А при том, что я таким образом создаю почву для плодотворной и комфортной совместной работы с учеником.
И в отличие от Марии я считаю, что с достаточно большим количеством детей можно брать не школьную программу, а курс получше и посовременнее, возможно, это не повысит результаты в школе (хотя на моем опыте школьная успеваемость не редко росла), но даст эффективные занятия. Либо комбинировать помощь по школе с индивидуальной программой. Либо идти с ней вровень, если таков запрос ученика и семьи, и все равно, даже их на обе ноги хромой школьной программы можно извлечь пользу.
Вот чего я не делаю идейно, так это к ЕГЭ не готовлю. Потому что проставление галочек в криво составленных тестах уж точно не имеет отношения к изучению языка. Хотя, не исключаю, что с тех пор, как я эти КИМы последний раз видела, из них убрали хотя бы откровенную лажу.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
sorokin_anonym
Dec. 9th, 2016 04:05 pm (UTC)
"Я пишу километровые рекомендации в тетрадках, и раз в месяц-другой обязательно беседую с семьей о прогрессе их чад. " - чОрт! Я всё пропустила!!!! :))))))

А если серьезно, то вот да. По всем пунктам. Внезапно оказалось, что в нынешней школе не учат учиться. Вот тем самым простым технологиям в началке не учат, а если и упоминают о них, то время от времени, так, рекомендации (а семилетки, ессно, плевать хотели на рекомендации). Вообще ощущение, что цель учителя началки не имеет ничего общего с необходимостью научить ребенка самостоятельно (без родителей, репетиторов и т.п.) осваивать программу. Помню, как мы бились, чтоб на продленке в деточкиной школе полного дня училка не практиковала эту дурную манеру: "черновик, проверка учителем, переписывание набело". А большинству родителей нравилось: домашка сделана и на пятерки же!

И зубрежка, да. Теперь этого все больше не только в английском. Во многих "науках" та же фигня: учебник кастрирован по самые гланды, обычный учитель не напрягается, а "продвинутый" дает свои конспекты, где основное содержание - куча терминологии, которую надо запомнить. Суть науки за этим скрывается очень надежно, на нее просто не остается сил. Наблюдаю, как в нынешней действительно сильной школе деточка то зубрит названия всех запчастей эндокринной системы (на уровне ВУЗа), то запоминает значки полезных ископаемых в количестве трех десятков штук, то расширенную классификацию неорганических хим. веществ - при этом понимание того, как и зачем работает эта эндокринная система, почему ископаемые залегают именно в такой комбинации и что из этого следует, как и почему протекают реакции в этой химии - учителей тоже интересует, но почему-то во вторую очередь. Поэтому учится по остаточному принципу. И нахрен тогда вся эта классификация?
А КИМы, говорят, меняют в обратную сторону. Что тоже беда: если дети 9 лет учились зубрить, то очень непросто за полтора года научиться думать :(
sorokin_anonym
Dec. 9th, 2016 07:29 pm (UTC)
"Они не умеют думать здесь и сейчас.
Они не умеют пользоваться источниками и справочниками.
Они не умеют применять известное для выяснения неизвестного.
Они не умеют скрещивать информацию, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Они вообще не знают, что после «не знаю» могут последовать какие-то действия, кроме «садись, два».
Минимальная трудность приводит их в полностью нерабочее состояние (нюансы богаты и соотносятся с их личностными характеристиками: кто-то бесится, кто-то отчаянно тупит, кто-то каждый раз чувствует крушение всех надежд, кто-то бросает все силы на поддержание иллюзии собственной состоятельности). В этот момент они заняты чем угодно, кроме английского языка, а я трачу время, внимание, силы, чтобы вдохнуть в них нормальную жизнь."


То самое отсутствие аналитического мышления плюс определенные психологические установки, вбитые школой. Я даже могу примерно сказать, когда это началось. До деточкиного рождения 6-11-классники этой проблемы массово не имели, они могли иметь дыры в знаниях и умениях просто жуткие, но вот этого не было. Поэтому исправлялось сравнительно легко. А вот те, кто попал ко мне уже в деточкины года два-три, имели эту хрень по полной программе. При том, что я в это время почти не репетировала детей "дворовых" школ. Т.е. началка и первые два класса "средней" изменились окончательно именно в конце 90х, по крайней мере в наших краях. И дальше только хуже.
И это, кстати, уже и по студентам заметно (при том, что к нам кто придется не попадает). Нынешние под-бакалавры по сравнению с теми, кто аспирантуру заканчивает, отличаются, по моему опыту, именно вот этими качествами. Они хорошие у меня, но включение мозга у них очень своеобразно происходит и использование его - тоже.

Edited at 2016-12-09 07:33 pm (UTC)
nyctea_nivea
Dec. 9th, 2016 11:06 pm (UTC)
Да, по студентам тоже было заметно. Чем дальше, тем хуже с системным мышлением у первокурсников. Вот заучить-зазубрить-сдать тест - это у них наработано. А вот понять материал и вывести из него правило - вот с этим уже проблемы.
nyctea_nivea
Dec. 9th, 2016 10:42 pm (UTC)
У вас все в порядке, если хочешь, соскайпимся и поговорим в деталях, хотя там не так много деталей))

Да, мне многие родители говорят о том, что зубрить-зубрить-зубрить надо много, а понимание, по их мнению должно прийти само собой. Точнее, учителей понимание не волнует совсем. им надо в план уложиться и заставить детей вызубрить кучу информации, чтобы галок в нужные места наставили.

Я слышала, что ЕГЭ вроде как отменят, сделают, как было раньше. Не завидую 11 ым классам, которым выпадут "новые" экзамены.

Edited at 2016-12-09 11:36 pm (UTC)
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com